Почему первые испанские подлодки были деревянными и как на них собирали деньги по подписке / Оффтопик /

Почему первые испанские подлодки были деревянными и как на них собирали деньги по подпискеИтак, давайте разберемся с этой забавной историей испанских подлодок!

Вот вы слышали про испанскую подводную лодку Ictíneo I? Этот барселонский проект создал великий Нарсис Монтуриоль, который решил облегчить жизнь ныряльщикам, собирающим кораллы. Монтуриоль решил, что создание подводной лодки справится с этой задачей на ура! Только вот, когда он представил свою идею друзьям, они, наверное, от всего смеху рухнули в кактусник.

«Шутки шутками, Нарсис, но это же гениально! Пойдем, собирать в море кораллы в деревянной подводке!» — сказал один из друзей.

И вот уже в 1857 году появляется первая в Испании компания, специализирующаяся на создании подводных лодок. Страсти кипели, интриги заготовлялись, даже уставной капитал в 10 000 песет собрали, как будто это была золотая гора, хотя на самом деле это тогда не больше чем три килограмма золота.

Итак, началось творчество. И вот он, Ictíneo I, 7 метров длиной, 2.5 метра высотой, с водоизмещением 10 тонн, словно длинный и узкий дубовый трупик в недрах морских глубин. Монтуриоль рассчитывал на металлический корпус для прочности, а в итоге вышло, что только дерево под рукой было под рукой.

Отец инженера был бондарем, и он, видимо, подсказал сыну, как смастерить подводную лодку из дуба и оливкового дерева. Вот тут надо было быть настоящим дремучим оптимистом, чтобы решиться засунуться в такой такой «сарай на воде» и погружаться на глубину до 500 метров. Правда, для безопасности только до 20 метров обошлись.

И что вы думаете, что там у Ictíneo I было на движущих силах?

Не то чтобы паровой двигатель, не то чтобы электрический, нет, только человеческие мускулы! Вот уж действительно, велико человеческое мастерство и изобретательность: гребной винт был вручную поворачиваемый! С десятью тоннами водоизмещения такой «мотор» не знал, как бороться даже с приливами около Барселоны.

Эх, было время, друзья мои, было время!

Ну, а тут началась интрига и драма: публика в восторге, пресса пишет, что это чудо техники и творчества, даже правительство обещает поддержку. А политики, ученые, генералы надоили слюной от восторга, мысленно уже планируя, как им управлять морской армией из таких подводных лодок. Но, как всегда, обещания — дело благородное, но только на бумаге.

В конечном итоге никакой государственной поддержки не последовало, и в 1862 году бедный Ictíneo I разбился, как старая битая игрушка, когда на причале его толкнуло грузовым судном.

Но хватит слез и скорби, ибо наш великий Нарсис Монтуриоль не смирился с поражением! И вот в 1864 году появляется новая компания, новая подлодка Ictíneo II! Он уже в 2 раза крупнее предшественника: 14 метров длиной, 2 метра шириной, 3 метра высотой и 46 тонн весом.

Да, все тот же дуб и опять бедный Монтуриоль собирал средства на воздушно-независимую силовую установку. И опять собирали пожертвования, как на подписку журналу, только вместо газеты получали съемку подводной жизни.

Объем пожертвований внушал: 300 тысяч песет, что по нынешним меркам — целых 3,24 миллиона долларов. Но Иctíneo II уже мог дышать от химической реакции цинка, диоксида марганца и хлората калия, формировавшей кислород.

Ну что, теперь-то мы точно заценим это чудо техники?

И опять, как в сказке, начинается великое плавание! Но куда плывет наш Ictíneo II? Да в никуда, бедняга, ибо уже в 1867 году объявлена банкротство компании.

Подлодка в долги ушла и была продана на части. И вот грустный конец великой эпопеи испанских подлодок состоялся. Конец.

Но, вот вопрос: а если бы Монтинуроль решил создать деревянный летающий корабль? Была бы ли такая история веселее или, может быть, катастрофичнее?

Давайте представим, что он предложил бы заложить пенсию страховщика под летающий дубовый корабль. Вполне возможно, что небеса тоже устояли бы перед его особенным искусством и талантом!

Так что хватит грустить, друзья, в этом мире ценится не столько результат, сколько путь к нему, истории подлодок, будь они даже деревянными, всегда привносят немного веселья и оптимизма в нашу серьезную и серую жизнь.

Вперед, к новым высотам и глубинам, хоть на дубе, хоть на пенопласте, но всегда весело и необычно! Да здравствует деревянная подводная лодка и все те, кто не боится рисковать и верить в свои мечты! 🚤✨